Видимо, правильно говорят, что мужчины — это взрослые дети. А уж если в их молодости прописаны звуки двухцилиндрового двухтактника, они готовы даже в зрелом возрасте выстраиваться в очередь, чтобы лучше разглядеть довольно редкую новинку на улицах столицы — мотоцикл JAWA 350 Tramp.
ПОЧЕМУ JAWA В 1928 году чешский инженер Janechek купил патент для производства аналога немецкого мотоцикла Wanderer, и начальные буквы слов JAnechek и WAnderer образовали торговую марку JAWA. И пошло-поехало.. Можно сказать, что в Советском Союзе этот бренд считался самым престижным. Многие молодые люди с завистью смотрели вслед мотоциклам "Ява", перекрашенным в черный цвет и "задранным" к небу. По статистике, в 60-х годах XX века каждый третий мотолюбитель ездил на байке JAWA, а в 70-е - Чехословакия ежегодно поставляла в СССР до 100 тыс. "Яв".
ЧТО ЖЕ НОВОГО Компания "Ява" (JAWA Moto spol. s r.o.) выпустила на мировой рынок более 3,5 млн. мотоциклов JAWA 350 и в этом семействе самой популярной стала модель 638, которая была широко распространена и в СССР. С тех пор в "Яве" мало что изменилось, да ты и сам сможешь разглядеть все инновации:
Модернизирована форма мотоцикла, использована новая цветовая гамма.
На панели контрольных приборов сигнальные индикаторы вынесены в третий "стакан".
Боковые зеркала стали больше, а позади пассажира расположился удобный багажник.
На переднем колесе появились дисковые тормоза с гидравлическим приводом.
Переднее колесо имеет больший диаметр (21 дюйм) и меньшую ширину по сравнению с задним (18 дюймов), что прибавляет мотоциклу устойчивости на неровностях и повышает проходимость.
Маятник задней подвески выполнен из алюминия.
Выпускная система двухтактного двигателя стала менее токсичной и более термобезопасной – обжечься невозможно.
Появилась система раздельной смазки трущихся пар, и больше не надо самостоятельно смешивать бензин и масло в строгих пропорциях.
ТЕСТ-ДРАЙВ В ГОРОДЕ В утренний час пик рабочего понедельника мы устроили тестовый заезд по Садовому кольцу и замкнули круг всего за 25 мин. Потрясающий результат, ведь загруженность московских дорог в это время соответствовала девяти баллам индикатора Яндекс. Мы легко пробирались по многочисленным пробкам даже поперек движения потока, однако в узком пространстве между боковыми зеркалами джипов и газелей наши зеркала немного пострадали – хорошо еще что их корпуса сделаны металла. Размышляя о передвижении по городу, нельзя забывать и о проблемах парковки. Так вот, новую "Яву" можно припарковать буквально везде: она легко влезет между машинами на диагональном паркинге, а также без труда "запрыгнет" на тротуар, чтобы примоститься там. Более того, "Ява-350" стоит около 5000 долл. и ее не так боязно оставлять надолго без присмотра. Только не пользуйтесь боковой подножкой на ровном асфальте, она настолько длинная, что вероятность падения байка от безобидного прикосновения прохожих довольно высока. Но вернемся к теме быстрой езды. Вечером, когда поток транспорта заметно ослабел, мы разогнали JAWA 350 Tramp до скорости 125 км/ч, которую зафиксировали на ТТК перед въездом в Лефортовский туннель. Однако заметим, даже 100 км/ч сложно назвать комфортной скоростью для мотоцикла JAWA 350 Tramp - все дело в вибрациях и слабой подвеске.
ТЕСТ-ДРАЙВ В ПАРКЕ Сейчас в семейство "Ява-350" входят четыре модели: JAWA 350 Basic, JAWA 350 Style, JAWA 350 Policie и JAWA 350 Tramp, причем только байк Tramp (с англ. "бродяга") по набору конструктивных признаков соответствует мотоклассу "Эндуро". А значит, мы не смогли обойтись без езды по пересеченной местности и второй тестовый заезд пролегал между деревьями и кустарниками парка Кусково. Здесь мы позитивно оценили и довольно большой ход подвески, и увеличенный дорожный просвет, и специальный рисунок протектора покрышек – ведь это позволяло нам без проблем преодолевать небольшие овражки и легко взбираться на насыпную горку в середине парка. Но "покатушки" off-road продолжались не так уж и долго, и закончилось все в мастерской вулканизации. Дело в том, что воздух в камере переднего колеса находился под давлением 130 кПа, как и положено по инструкции, а езда по пересеченной местности подразумевает умелого водителя, стоящего на подножках, что часто приводит к большей загруженности передней вилки. И вот там, где камера могла немного "провернуться" (в силу недостаточного давления), оказался сосок с резьбой, на который была накручена гайка. Разумеется, сосок сорвало, а в процессе замены камеры мы неожиданно выяснили, что "новые" камеры для "Ява-350", которые продаются в магазине "Зенит", не подходят для современного семейства JAWA 350. Поскольку соски на камерах обрезинены, и они не вставляются в «штатные» отверстия на ободе – пришлось еще и дрелью поработать.
"АРХАИЧНЫЕ" СПИЦЫ По пути, удивляйся! Спицованные колеса - дорогостоящая опция на рынках Западной Европы и Америки, ведь в процессе их сборки используется ручной труд. Но оно того стоит, поскольку спицы выдерживают большие ударные нагрузки, а в случае поломки их легко заменить. К недостаткам спицованных колес можно отнести несовместимость с бескамерными шинами, плохая балансировка и необходимость регулярного обслуживания, кстати о сервисном сопровождении..
СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Цивилизованные поставки мотоциклов в Россию, это не только проблемы импорта, но и возможные сложности с качественным сервисом в процессе эксплуатации. Так официальным сервис-центром компании "Ява-Россия" (www.jawa.su) является фирма "ПРОМОТО" (www.promotoltd.ru), расположенная по адресу ул. Южнопортовая д.5, стр. 7а. Там работают довольно опытные специалисты, однако, судя по их реакции, наш тестовый мотоцикл "Ява Трамп" на очередном ТО оказался неожиданной моделью для них. Нет, мастер выполнил все плановые работы по техническому обслуживанию байка и даже подобрал по специальным каталогам "правильное" масло для коробки передач (минералка Motul HD SAE 80W90 вместо безымянного API GL4 SAE 80W/90) и двигателя (полусинтетика Motul 510 2T вместо безымянного API-TC SAE 30-40), но вот что-либо сделать для решения проблемы сложности включения первой передачи не смог – а как иначе, если коробка кулачковая ;) Эх молодость, в свое время каждый продвинутый комсомолец знал, что у многих мотоциклов советского периода после остановки на красный свет не всегда включается первая передача и приходится либо два-три раза выжимать сцепление, либо ногой отталкиваться немного назад. Попробуй у любого припаркованного мотоцикла включить первую скорость – не всегда это получится, если чуть-чуть не прокатить его назад/вперед. С одной стороны – это нормальное явление, но с другой – раздражает, хотя и быстро привыкаешь к этому.
ДЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ За время знакомства с мотоциклом JAWA 350 Tramp одометр намотал более 1000 км, так что не удивляйся нашим продвинутым советам. Во-первых, выкрути свечи BRISK – NR 15 C и засунь их подальше, например, в дальний ящик. Используй подлинные NGK B6HS, но учти, что в "Зените" навязывают "пятерки" - не стоит их слушать. Во-вторых, при переключении передач одновременно срабатывает полуавтоматическое выключение сцепления – так называемый "полуавтомат", которое при правильном обращении позволяет переключать передачи без использования ручного рычага сцепления, что позволяет сравнительно быстро переключаться и набирать скорость. В-третьих, вози с собой шайбу (внешний диаметром 18 мм, внутренний – 5 мм, толщина – 1 мм) с "надкусанным" внешним периметром, как у яблока с эмблемы компании Apple. Когда у тебя вылетит газовый трос из золотника в карбюраторе ты вспомнишь нас добрым словом, ведь спасительную шайбочку ты сможешь подложить между золотником и соответствующей пружиной, а вот "откусанной" ямочкой ты зафиксируешь траекторию тросика в нужной лунке золотника. После этой операции газовый трос никогда тебя не подведет. И в-четвертых, на новых байках "Ява-350" устанавливают карбюраторы 2928CE со встроенной системой пуска холодного двигателя, которая активируется рычажком с левой стороны карбюратора. Но учитывай, все это сработает лишь при опущенном золотнике. Другими словами, включи рычажок, не трогай ручку газа и байк может завестись кикстартером с первой попытки.