В этой части статьи я привёл выдержки, которые напрямую касаются водителей скутеров и мопедов, и это должен знать каждый из них. То есть, конечно же, скутеристы должны знать не только эти выдержки, но и все Правила. Хотя, к сожалению, далеко не каждый скутерист имеет представление хотя бы об этих простых требованиях, а из-за этого автовладельцы совершенно справедливо негодуют, - страдают в итоге не только сами наездники-профаны, но и добросовестные скутоводы. Так что, ради собственной безопасности в первую очередь, и дабы лишний раз не раздражать четырёхколёсных коллег во вторую очередь, настоятельно советую со всей серьёзностью подойти к данному вопросу. На мой взгляд, ввиду специфичности нашего любимого транспортного средства, нижеприведённые моменты скутеристам нужно особенно учитывать :). Правила в редакции от 10 мая 2010 года. Итак, для начала определимся с терминами скутер и мопед. Надо сказать, что понятия скутер в ПДД не существует, это название, так сказать, народное. И относится оно к довольно широкому спектру мототехники, - от мопедов, до минибайков и мотоциклов. Разберёмся, что же такое мопед с точки зрения ПДД, и какие скутеры надо классифицировать как мопеды. 1. ПДД РФ - Общие положения [...] "Мопед" - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. [...]
То есть, мопедом следует считать скутер, оснащённый двигателем, кубатура которого не превышает 50 кубов (а не 49,9 как полагают многие, хотя разницы в сущности нет :) ). Также, фактически все новые скутеры 50сс снабжаются заглушками, ограничивающими максимальную скорость до 50 км/ч, то есть конструктивно такие скутеры как раз подходят под определение мопеда. Мопед не является механическим транспортным средством; это следует из определения: "Механическое транспортное средство" - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины Выделение моёПоэтому, на данный момент водитель мопеда / скутера 50сс имеет право управлять им без прав. 2. ПДД РФ - Общие обязанности водителей 2.1. Водитель механического транспортного средства обязан: 2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки: - водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение; - регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп; [...] То есть, мопед является транспортным средством, немеханическим, и только что процитируемые требования не относятся к мопедам. Зато для мопедистов действуют следующие требования: 2.3. Водитель транспортного средства обязан: 2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности; 2.3.2. По требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации ТС проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами. 2.3.3. Предоставлять транспортное средство: - сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством; - медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни. [...]
С определениями и обязанностями разобрались. Идём далее, рассмотрим некоторые конкретные правила для мопедов: ПДД РФ - 16. Движение по автомагистралям 16.1. На автомагистралях запрещается: - движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч; [...] Выделение моёТо есть, по автомагистралям нам ездить противопоказано. Также вот ещё требование к мопедам: ПДД РФ - 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами 19.5. При движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен: - на мотоциклах и мопедах; [...] Выделение моёКстати, скутерист иногда бывает и пешеходом :) "Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Выделение моёА значит ПДД РФ - 4. Обязанности пешеходов При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. [...] Ну и конечно же, наш любимый 24й пункт :) ПДД РФ - 24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных 24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет. Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может снижаться указанный возрастной ценз, но не более чем на 2 года, и устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств - специального регистрационного знака. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67) 24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе (редакция 10 мая 2010, в силе с 20 ноября 2010) в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м. 24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается: - ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом. 24.4.На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. Водитель гужевой повозки (саней) при выезде на дорогу с прилегающей территории или со второстепенной дороги в местах с ограниченной обзорностью должен вести животное под уздцы. [...] Выделение моёЕще раз обращаю внимание, что данные правила цитируются по редакции 10 мая 2010 года, посему являются самыми свежими на сегодняшний день (по крайней мере в отношении мопедов). Пункты 24.5-7 к водителям мопедов и скутеров не относятся :). Теперь о бумажной стороне дела, то есть что нужно иметь при себе скутеристу. На самом деле, недостаточно одного только акта купли-продажи (или нескольких в случае, если скутер был у нескольких хозяев), т.к. в нём не отражены (не всегда) технические характеристики скутера, такие как объём двигателя и максимальная конструктивная скорость. А мануал документом не является, поэтому надеяться на него нельзя. У меня недавно была ситуация - тормозит гаишник меня за якобы превышение, знак 40, на радаре 57, превышение на 10-20 км/ч, штраф до 300 рублей. Я с подозрением отнёсся к такому заявлению, поскольку был уверен, что ехал медленнее, и отказался соглашаться с обвинением. Тогда недолго думая, гаишник пошёл в атаку - я, говорит, не вижу, что это мопед, скорее, это мотоцикл. Из документов только акт купли-продажи, заключенный с магазином, в котором из характеристик - марка / модель, номер рамы, двигателя, цвет, год выпуска. Но ни рабочего объёма двигателя, ни максимальной конструктивной скорости. Выходит, что он по полному праву может выписывать мне штраф на 2500 р, и отправить скутер на штрафстоянку. В итоге мы договорились по мирному, но от этого легче мне не стало. Поэтому на днях я поеду в магазин, где, как я уже договорился, мне выдадут своего рода справку с полным описанием технических характеристик скутера. Как возьму, - отпишусь. 13 мая 2009. Отписываюсь. Поехал в салон, где брал мопед, и попросту перезаключил договор )). Вернее, переписали мы его заново, тем же числом, месяцем и годом. Добавили туда необходимые строки. Теперь это всё выглядит вот так:
Вобщем, совет таков - проверяй при покупке все документы, чтобы такого не случалось.
|