В условиях охватившего планету экономического кризиса соображения экономии и практичности начинают играть все большую роль в жизни человека. Многие начинают задумывать и о том, чтобы искать более эффективные способы передвижения в пространстве по сравнению с традиционными автомобилями, и даже мотоциклами. Одним из самых распространенных вариантов такой пересадки является скутер – транспортное средство универсального назначения, которое способно обеспечить и скорость, и экономичность, и простоту в использовании и обслуживании, и даже комфорт, особенно если речь идет о моделях со сравнительно мощными двигателями. Многие представители авто-мотосферы, в частности, торговых компаний, отмечают, что скутеры начинают пользоваться все большим спросом даже там, где ранее на эту технику практически не обращали внимания. Конечно, до уровня стран юго-восточной Азии, где этими самыми скутерами улицы городов и поселков буквально наводнены по самое не хочу, нам еще далеко, но и в России продажи скутеров потихонечку растут. Правда, местные погодные условия не способствуют тому, чтобы это транспортное средство стало у нас поистине универсальным – зимой на них все-таки передвигаться достаточно сложно, но тем не менее в теплое время года этих машин на наших дорогах можно наблюдать все больше и больше. Также не стоит забывать, что скутер – идеальное транспортное средство для борьбы с такой напастью больших городов как пробки – маленькому юркому скутеру не страшны любые заторы – он всегда найдет для себя лазейку.
К преимуществам скутера нужно отнести и простоту в использовании – благодаря электростартеру и автоматической коробке передач ездить на нем легче легкого. К тому же простые скутеры весьма мало весят – 60-70, максимум 80 кг, и удержать в равновесии такую машину легко может и стар, и млад. Важно и то, что на скутер удобно садиться (как и слезать с него) – ведь не надо задирать ногу, как на мотоцикле, ибо бензобак и мотор убраны под сиденье и не мешаются. Скутер также лучше мотоцикла защищает от грязи и воды – посадка на нем не предполагает раздвинутых ног, что защищает от грязи, летящей спереди, а широкая ножная площадка, в свою очередь, предохраняет от грязи, летящей снизу.
Важным преимуществом, которое, правда, вскоре может быть ликвидировано по решению российских властей, но пока, тем не менее, сохраняет свою актуальность, является и то, что маленькие скутеры, с двигателем до 49 кубических сантиметров, не нужно регистрировать в ГИБДД, а для вождения оных не требуются права. Учитывая высокую степень бюрократизации российских структур, ведающих всякими разрешениями и регистрациями, это преимущество выглядит весьма и весьма привлекательным.
В вышеописанных условиях мы решили попробовать свести воедино большую часть информации как о самих скутерах, так и о том, какова ныне ситуация на европейском и на российском рынке этой техники, с тем, чтобы те, кто потенциально готов к приобретению такого двухколесного друга, наиболее полно мог себе представить все плюсы и все минусы скутерного мира, а также мог сориентироваться во всем многообразии аппаратов, которые предлагает современный рынок.
2. История появления скутеров
Аппараты, которые можно охарактеризовать как предков современных скутеров, появились еще на заре прошлого, XX века. Правда, тогда их так мало кто называл, чаще они обзывались также мотоциклами.
Самым дальним предком тех машин, которые мы нынче называем скутерами, считается оригинальный мотоцикл компании Hildebrand&Wolfmüller, построенный еще на исходе XIX века, аж в 1894 году в Германии. Это был первый двухколесный аппарат с заниженной для удобства посадки рамой. Правда, в остальном он был похож на обычный мотоцикл. На эту машину ставился 2-цилиндровый 4-тактный двигатель объемом 1488 кубических сантиметров, который выдавал целых 2,5 л.с. при 240 оборотах в минуту. Топливный бак был присобачен к нижней трубе рамы, двигатель также монтировался на раму, а радиатор крепился к заднему крылу. Это был первый двухколесный аппарат с мотором, который производился массово и который можно было свободно (пускай и дорого) купить. Весил Hildebrand&Wolfmüller 60 кг и развивал максимальную скорость в 40 км/ч. Заднее колесо приводилось в движение при помощи поршней, идентичных тем, что применялись на паровозах, для передачи энергии от мотора использовались резиновые ремни. У этого мотоцикла не было коробки передач. Всего было построено несколько сотен таких аппаратов. Из-за несовершенства конструкции и дороговизны производство вскоре было свернуто, а компания потерпела финансовый крах. Еще одним из прадедушек теперешнего скутера может считаться аппарат Auto-Fauteuil (в переводе "авто-кресло") инженера из Франции Жоржа Готье – он появился в 1902 году и представлял из себя двухколесный аппарат с удобным по тем временам седлом, практически креслом со спинкой и подлокотниками, двигатель был расположен под креслом, рама имела проем для удобства посадки, а колеса этого аппарата были меньше, чем было принято у мотоциклов. Само слово "скутер" пришло из-за океана, из Америки, от глагола "to scoot" – смываться, срываться с места, стремительно бежать, удирать. А пошло такое название от занятий американских подростков из низов общества в начале XX века – тогда распространилась мода ставить маленькие моторчики на самокаты и совершать ограбления торговых лавок, после чего скрываться с места преступления при помощи таких транспортных средств. В США промышленное производство аппаратов, которые сначала сами делали малолетние грабители, началось в 1910 году. Эту технику называли "автопед" или "мотопед". Фактически это были все те же самокаты с мотором, где седла не было, а ездок стоял на платформе. С 1914 года нью-йоркская компания Autoped Company of Long Island City производила "компактные скутеры для коротких поездок" – 15-дюймовые колеса, двигатель 4-тактный с воздушным охлаждением объемом 155 кубических сантиметров, расположенный над передним колесом, передняя фара и задний фонарь, клаксон и ящик для инструментов.